Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
21 января 2021

Правовой дайджест

ЯНВАРЬ (19.01.2021 – 21.01.2021)

21 января 2021 года
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПРИЗНАЛ НЕОБОСНОВАННЫМИ ОБВИНЕНИЯ ГРУЗИИ В АДРЕС РОССИИ

В СВЯЗИ С СОБЫТИЯМИ 8 - 12 АВГУСТА 2008 Г. В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ И АБХАЗИИ

21 января 2021 г. опубликовано постановление Большой Палаты Европейского Суда по правам человека по межгосударственной
жалобе «Грузия против России (II)», предметом которой являются события августа 2008 года в Южной Осетии и Абхазии и их последствия.
По результатам почти 12-летнего рассмотрения дела ЕСПЧ пришел к выводу, что на Российскую Федерацию не может возлагаться
ответственность по Конвенции о защите прав человека и основных свобод за инциденты, произошедшие в ходе отражения российскими
военнослужащими нападения грузинской армии на миротворческий контингент и местное гражданское население в период с 8 по 12 августа
2008 г. Также ЕСПЧ не поддержал утверждения властей Грузии о якобы вторжении Вооруженных Сил Российской Федерации на
территорию Южной Осетии 7 августа 2008 г., то есть до нападения грузинских военных на г. Цхинвал.
Доводы о безосновательности соответствующих претензий Грузии и исчерпывающие доказательства были представлены Минюстом
России в ЕСПЧ в процессе обмена правовыми позициями, в том числе в рамках, состоявшихся в 2011, 2016 и 2018 годах публичных
слушаний и опроса свидетелей и непосредственных участников рассматриваемых событий.
Минюст России не согласен с рядом выводов ЕСПЧ, в том числе по вопросу возложения на российскую сторону ответственности за
инциденты, имевшие место на территории Южной Осетии и Абхазии после 12 августа 2008 г., при том, что непосредственная причастность
к ним российских военнослужащих так и не была установлена.
Подобная оценка обстоятельств участия Российской Федерации в защите гражданского населения и предотвращении эскалации
вооруженного конфликта стала следствием использования ЕСПЧ концепции экстерриториальной юрисдикции, содержание которой
расходится с позицией Международного суда ООН и общепризнанными нормами международного права.
Постановление ЕСПЧ по делу «Грузия против России (II)» не содержит решения о денежной компенсации. Соответствующий вопрос
оставлен ЕСПЧ для дальнейшего рассмотрения.    

20 января 2021 года
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПРОВЕЛ ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ ЭКСТРАДИЦИИ ИЗ

РОССИИ В КЫРГЫЗСТАН

20 января 2021 г. Большая Палата Европейского Суда по правам человека провела в формате видеосвязи публичные слушания по
делу «Хасанов и Рахманов против России», касающемуся экстрадиции из Российской Федерации на родину двух граждан Кыргызской
Республики. Дело ранее было разрешено палатой ЕСПЧ в пользу Российской Федерации, однако в 2020 году передано по жалобе заявителей
для проверки в Большую Палату суда, состоящую из 17 судей.
В своем выступлении Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместитель Министра
юстиции Российской Федерации М.Л. Гальперин поддержал ранее сделанные судьями ЕСПЧ выводы об отсутствии в данном деле каких-
либо нарушений Конвенции о защите прав человека и основных свобод со стороны российских властей.
До сведения судей Большой Палаты доведена актуальная информация о взаимодействии государственных органов России и
Кыргызстана в использовании мониторингового механизма, предусматривающего возможность посещения российскими дипломатами ранее
экстрадированных лиц в местах лишения свободы в Кыргызстане для соблюдения гарантий неприменения к ним пыток или иного жестокого
обращения.
В выступлении с учетом практики ЕСПЧ, норм международного права и законодательства Российской Федерации и Кыргызской
Республики дана правовая оценка фактических обстоятельств, связанных с выдачей заявителей для уголовного преследования в страну их
происхождения.
Вынесение итогового постановления Большой Палаты ЕСПЧ по делу ожидается в течение 2021 года.

19 января 2021 года
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОДОЛЖИТ РАБОТУ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ГОСПРОГРАММЫ «ЮСТИЦИЯ»

Минюстом России с начала 2020 года ведется кардинальная переработка государственной программы «Юстиция» с учетом
необходимости существенной корректировки ее целей, а также изменений механизмов реализации и оценки эффективности.
В целом в Минюсте России согласны с выводами Счетной палаты по итогам аудита за семь лет действия госпрограммы и
намерены продолжить работу по ее совершенствованию, в том числе используя полученные рекомендации.
19 января 2021 г. Счетной палатой Российской Федерации представлен отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия
«Стратегический аудит государственной программы Российской Федерации «Юстиция» (2013 – 2020 годы).

В соответствии с заключением Счетной палаты Российской Федерации цели госпрограммы в большей степени соответствуют миссии
Минюста России как федерального органа исполнительной власти, которую он должен выполнять в сфере юстиции.
В то же время в ходе анализа Счетной палатой были высказаны замечания и предложения.
Так, в отчете Счетной палаты указано, что цели, задачи и основные направления деятельности уголовно-исполнительной системы на
период до 2020 года, определенные Концепцией развития УИС, не нашли достаточно полного отражения в целях госпрограммы «Юстиция»
и не в полном объеме учтены в ее задачах. Кроме того, Счетная палата обратила внимание на необходимость скорейшего утверждения новой
Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также формирования службы пробации.
Минюстом России совместно с ФСИН России в настоящее время осуществляется подготовка проекта Концепции развития уголовно-
исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года. В качестве основных целей Концепции определены гуманизация
уголовно-правовой политики, обеспечение прав и свобод лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказания, повышение уровня
взаимодействия с институтами гражданского общества, социальная адаптация осужденных. Данную Концепцию планируется утвердить в
первой половине текущего года.
Кроме того, для создания эффективной системы пробации Минюстом России ведется подготовка проектов нормативных правовых
актов, в том числе проекта федерального закона «О системе пробации в Российской Федерации». Это позволит установить единые
принципы организации и осуществления контроля за лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества,
осужденными условно, освобожденными от наказания условно-досрочно.