Перейти к основному содержанию

Правовой дайджест

 ИЮНЬ  (01.06 – 05.06)

 

 

5 июня 2020 года

 

МИНЮСТ РОССИИ ЗАВЕРШИЛ РАБОТУ ПО АНАЛИЗУ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРИНЯТЫХ В ЦЕЛЯХ БОРЬБЫ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

 

По итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции, состоявшегося 1 июня 2020 года, Минюсту России, Минздраву России и Роспотребнадзору было дано поручение проанализировать практику применения нормативных правовых актов, принятых в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, обратив особое внимание на положения, в наибольшей степени затрагивающие права и интересы граждан.

В результате проведенного исследования Минюст России считает, что меры, введенные на территории Российской Федерации (в том числе указы мэра Москвы и нормативно-правовые акты Правительства Москвы), приняты в пределах компетенции соответствующих органов власти, безусловно отвечают конституционным целям охраны жизни и здоровья граждан, соразмерны угрозе распространения эпидемии на территории Российской Федерации.

В рамках анализа международного права отмечается, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также практика органов Совета Европы предполагают, что властям не только предоставлено право, но под угрозой ответственности возложена обязанность действовать наиболее эффективным образом для сохранения жизни людей. Аналогичный подход закреплен в целом ряде статей Конституции Российской Федерации.

Общие конституционные и международно-правовые подходы нашли свое развитие в конкретных нормах российского законодательства, которые позволяют органам власти субъектов Российской Федерации устанавливать режим повышенной готовности, а также обязательные правила поведения при введении соответствующего режима для защиты жизни и здоровья людей.

Также проведенный анализ указывает на то, что принимаемые меры предопределяются степенью угрозы на территории каждого субъекта Российской Федерации, а также сопровождаются полномасштабной государственной поддержкой наиболее уязвимых сфер экономики, материальной поддержкой широких категорий граждан. Это подтверждает, что при введении неотложных мер были соблюдены требования соразмерности и обоснованности ограничений прав и свобод.

Рассматриваемые меры носят исключительно временный характер и регулярно пересматриваются на предмет соответствия текущей ситуации. Постепенные ослабления ограничений в связи с улучшением эпидемиологической обстановки подтверждают, что целью данных мер была именно защита здоровья людей, а не произвольное вмешательство в их личную жизнь.

Комплекс принятых в Российской Федерации мер соответствует мировому опыту.

4 июня 2020 года

О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОЗВРАТУ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

 

Минюстом России разработан и размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» regulation.gov.ru проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и Федеральный закон «О кредитных историях».

Законопроект разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, с учетом проводимой административной реформы и плана мероприятий (дорожной карты) по реализации механизма «регуляторной гильотины».

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях реформирования нормативного правового регулирования в сфере деятельности по внесудебному возврату просроченной задолженности физических лиц.

Законопроектом предлагается распространить государственный контроль (надзор), осуществляемый Федеральной службой судебных приставов, как на деятельность организаций, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности (профессиональных коллекторских организаций), так и на деятельность коммерческих организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности физических лиц в качестве дополнительного вида деятельности, а именно на деятельность кредитных и микрофинансовых организаций.

При этом действие законопроекта не распространяется на организации жилищно-коммунального хозяйства и ломбарды.

В целях реализации новых полномочий Федеральная служба судебных приставов будет вести государственный реестр профессиональных коллекторских организаций, а также перечень организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности физических лиц в качестве дополнительного вида деятельности. 

Для профессиональных коллекторских организаций устанавливается обязательное наличие в наименовании организации словосочетания «профессиональная коллекторская организация». 

При этом к новым полномочиям Федеральной службы судебных приставов предлагается отнести ведение перечня организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности физических лиц в качестве дополнительного вида деятельности, установление ограничений отдельных способов взаимодействия с должниками (информация об ограничениях будет отражена в государственном реестре и перечне организаций соответственно). Такие ограничения могут устанавливаться на один или несколько способов взаимодействия с должниками на срок до 60 дней. 

Также предлагается установить, что организации, осуществляющие возврат просроченной задолженности в качестве дополнительного вида деятельности, для получения права взаимодействия с должниками и иными лицами (личные встречи, телефонные переговоры, телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи) обязаны обладать соответствующими оборудованием и программным обеспечением, осуществлять аудиозапись всех случаев непосредственного взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, обеспечивать запись всех текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых при осуществлении взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности.

Предусмотрена норма об индивидуальном идентификационном коде физического лица, осуществляющего взаимодействие, направленное на возврат просроченной задолженности, который присваивается кредитором или представителем кредитора, а также предусмотрено использование «робота-коллектора».

2 июня 2020 года

ОДОБРЕН ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О РАТИФИКАЦИИ ДОГОВОРА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И КОРОЛЕВСТВОМ КАМБОДЖА О ВЗАИМНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ»

 

2 июня 2020 г. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрен разработанный Минюстом России Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Камбоджа о взаимной правовой помощи по уголовным делам».

Ратификация данного Договора призвана укрепить международно-правовую базу взаимодействия договаривающихся государств в области юстиции и уголовного судопроизводства. Взаимное оказание правовой помощи по уголовным делам является важнейшим компонентом повышения эффективности такого двустороннего сотрудничества, направленного на борьбу с трансграничной преступностью.

1 июня 2020 года

О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО РЕЕСТРА НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ, СОВЕРШЕННЫХ УДАЛЕННО

 

Федеральным законом  от 27 декабря 2019 г. № 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено совершение ряда нотариальных действий удаленно (без личной явки к нотариусу), удостоверение сделок двумя и более нотариусами, введение машиночитаемой маркировки, которая позволит проверять действительность нотариального документа, а также введение нового нотариального действия по удостоверению равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу.

В связи с указанными новеллами Минюстом России разработаны проекты приказов, определяющие: порядок ведения электронного реестра нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами; процедуру формирования на нотариальном документе машиночитаемой маркировки, проверки информации о нотариальном документе посредством единой информационной системы нотариата и формат размещения машиночитаемой маркировки на нотариальном документе.

Также проекты приказов определяют порядок установления личности лица, обратившегося за совершением нотариального действия посредством единой информационной системы персональных данных,  обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку в системе и передачу из системы информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации при отсутствии документа, удостоверяющего личность гражданина, или при наличии сомнений относительно личности гражданина, предъявившего документ, удостоверяющий личность, то есть при личной явке к нотариусу.

Дополнительно проекты приказов регламентируют порядок взаимодействия нотариусов при создании проекта сделки в электронной форме с использованием специализированного сервиса единой информационной системы нотариата, процедуру направления заявителем через единую информационную систему нотариата заявления о совершении нотариального действия удаленно, получения информации о размере платы за совершение нотариального действия, возврата заявителю суммы платежа за совершение нотариального действия, взаимодействия заявителя или его представителя, обратившегося за совершением нотариального действия, и нотариуса, а также регламентируют формы заявлений о совершении удаленно нотариальных действий.