Перейти к основному содержанию

Правовой дайджест

 МАЙ  (12.05 – 13.05)

13  мая 2020 года

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ 

АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ 

НАРУШЕННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ»

 

Минюстом России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, а также в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2020 г. № 12-П. разработан и размещен на сайте regulation.gov.ru проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации права на судебную защиту нарушенных избирательных прав».

Действующим законодательством допускается оспаривание решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в судебном порядке и в вышестоящую избирательную комиссию. При этом согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок оспаривания исчисляется со дня принятия решения избирательной комиссии независимо от того, было ли соответствующее решение обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию. Изложенное приводит к тому, что гражданин, избрав досудебный способ защиты своих прав, в последующем не успевает обратиться в суд в установленные законом сроки.

Конституционный Суд Российской Федерации признал названное положение не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно предусматривает отказ в рассмотрении судом административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в связи с пропуском десятидневного срока обращения в суд в случае предварительного обжалования названного решения в вышестоящую избирательную комиссию.

Законопроектом предлагается установить, что в случае обжалования подобных решений избирательной комиссии, комиссии референдума в вышестоящую комиссию административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия вышестоящей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.

Реализация положений, предусмотренных законопроектом, позволит устранить ситуации, при которых гражданин, избрав досудебный способ защиты своих избирательных прав, в последующем не успевает обратиться в суд в установленные законом сроки и фактически лишается права на судебную защиту.

 

13  мая 2020 года

 

ОБ УТОЧНЕНИИ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗУМНОГО СРОКА УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

 

12 мая 2020 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении приняты проекты федеральных законов «О внесении изменений в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка определения момента начала исчисления разумного срока уголовного судопроизводства» и «О внесении изменения в статью 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», разработанные Минюстом России.

Проекты федеральных законов разработаны в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 2019 г.

Законопроектами уточняется момент начала исчисления разумного срока уголовного судопроизводства для потерпевшего либо для лица, подлежавшего признанию потерпевшим.

Так, для указанных лиц срок уголовного судопроизводства предлагается исчислять со дня подачи заявления, сообщения о преступлении, а не с момента вынесения постановления о признании потерпевшим.

Принятие федеральных законов позволит обеспечить защиту прав и законных интересов потерпевшего и привести положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.

 

12  мая 2020 года

 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ НИЖЕ НИЗШЕГО ПРЕДЕЛА

 

Минюстом России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, а также в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.04.2020 № 15-П разработан и размещен на сайте regulation.gov.ru проект федерального закона «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность назначения юридическому лицу административного наказания ниже низшего предела только в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного КоАП.

Конституционный Суд Российской Федерации признал названное положение не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования исключает возможность назначения юридическому лицу административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного законом субъекта Российской Федерации за совершение конкретного административного правонарушения.

Законопроектом предлагается установить возможность назначения юридическим лицам административного наказания в размере менее минимального размера административного наказания, установленного санкцией соответствующей статьи (части статьи) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в целях обеспечения принципа равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом, предусмотреть аналогичную возможность назначения административного наказания ниже низшего предела для граждан и должностных лиц.

Реализация предлагаемых законопроектом изменений позволит устранить предпосылки для дискриминационного правоприменения установленных КоАП положений о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела только в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного КоАП.

 

12  мая 2020 года

 

О СРОКАХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

 

В рамках обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в целях совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок предоставления в Минюст России (его территориальные органы) отчетности некоммерческими организациями, Минюстом России разработаны и размещены на сайте regulation.gov.ru для общественного обсуждения проекты постановления Правительства Российской Федерации и приказов, определяющие сроки представления отчетности некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, а также структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Предлагается перенести представление некоммерческими организациями ежегодной отчетности за 2019 год и ежеквартальной отчетности за I и II кварталы 2020 года на срок не позднее 1 июля 2020 г.

Одновременно предлагается перенести срок размещения в сети «Интернет» отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, предусмотренных приказом Минюста России от 07.10.2010 № 252, за 2019 год на срок не позднее 1 июля 2020 года.